Наши партнёры:

 
 

Фишинг-атака на личную информацию.

Несколько лет назад мы познакомились с новым видом угрозы из Интернета - "фишинг" (phishing) – относительно молодой вид криминала в сети Интернет. Изначально под этим термином понимались почтовые рассылки от имени коммерческих структур с целью выведать платёжные данные. С 2004 начался лавинообразный рост объёма подобного рода почты, количество потерпевших стремительно увеличивалось и деловое сообщество спешно принялось разрабатывать механизм противодействия, активно привлекая IT-структуры. Однако сколь-нибудь ощутимых результатов достичь не удалось.

Как это началось?

Вылавливать чужие пароли и платёжные реквизиты мошенники стали гораздо раньше 2004 года. Термин "phishing", похожий по звучанию на слово "fishing" (рыбалка), расшифровывается "password harvesting fishing" (или "phone fishing" по другой версии). Первоначально под термином «фишинг» понималось мошенничество с телефoнными аккаунтами AOL. Данная проблемы первый раз была озвучена на конференции Virus Bulletin Conference в Мюнхене в 1998. Изначально речь велась о проведении исследований защищённости сервисов AOL по отношению к атакам вирусов-троянов, параллельно исследователи столкнулись и с другими криминальными проявлениями.

Поначалу большая часть мошенников интересовалась в выуживании паролей от аккаунтов сервиса AOL, чтобы использовать их в дальнейшем в своих интересах – в рассылке почтового спама и в качестве хост-площадок сайтов сомнительного содержания. Число случаев «фишинга» значительно возросло в начале 90-х, после того, как AOL ужесточила правила регистрации аккаунтов.

В это же время начинает зарождаться метод «социальной инженерии», рассчитанный на массового пользователя. Наличие в письмах официального стиля оформления и форм сбора данных вызывало доверие многих получателей «фишинг»-писем, внушая доверие к респонденту. В таких письмах, направленных якобы от служащих технической поддержки AOL, сообщалось о сбоях в работе оборудования или неполадках баз данных. При этом прилагались извинения и просьбы о немедленной помощи в восстановлении пароля, в противном случае сообщалось о немедленном удалении аккаунта.

 

 

Наши партнёры:

     
 
Электронный учебник по разработке информационной безопасности компьютеров
 
Электронный учебник по информационной защите компьютера в сети интернет
 
Электронный учебник по защите информации компьютера

 
Впоследствии проявления фишинга стали совершеннее в техническом плане, а психологические приёмы остались прежними. Успех мошенников основан на наличии правдоподобной легенды, которая побуждает жертву к выполнению определённых действий.

Позже мошенники переключились на кражу номеров кредитных карт, используя в своей «работе» любой известных брэнд финансового мира. Из фишинга вырос такой способ мошенничества, как спуфинг, отличающийся от родительского метода тем, что в письме сообщалось о необходимости посещения сайта компании или банка для авторизации по прилагаемой ссылке, обычно очень похожей на адрес реального учреждения. Поддавшиеся на уговоры мошенников клиенты направлялись на специально подготовленную web-страницу, внешне не отличимую по дизайну от сайта настоящей компании, и отдавали мошенникам свою финансовую информацию. Хорошо подготовленные фишеры подделывают оригинальные сайты целиком.

 
   
 
 
Сегодня мошенники гораздо чаще используют более простой метод «честного отъёма» конфиденциальной информации – вирусы-трояны, избавляя пользователя от необходимости ручного ввода регистрационной информации. Достаточно сподвигнуть жертву к переходу на фишерскую web-страницу для внедрения Трояна, и можно считать что дело сделано – вирус сам найдёт в компьютере жертвы необходимую информацию. Для этих же целей используются так называемые кейлоггеры – утилиты, следящие за нажатием клавиш. В конце 2007 сервис Websense еженедельно выявлял 2-3 новых кейлоггера, то буквально через пол года их число возросло до десяти, а количество сайтов, их распространяющих – до сотни. Использование такого метода значительно облегчило «работу» мошенников – отпала необходимость выхода на клиентуру определённых компаний. Достаточно создать общетематический сайт.

Массированные атаки.

К 2004 фишинг стал уже заметной проблемой. Нельза сказать что первой по криминальной значимости (обогнать ущерб от спам-рассылок, вирусных и DoS-атак ему не удалось), но весьма заметной. К тому же тенденция его развития была весьма тревожной – рост с 14 миллиардов долларов в 2003 до 44 миллиардов в 2004 заставил всерьёз задуматься многих специалистов по информационной безопасности. По статистике середины 2004, фильтрами компании Symantec еженедельно отлавливалось до 9 миллионов фишинг-писем, а к концу года этот показатель вырос до 33 миллионов писем. Одна из самых авторитетных в этом вопросе организаций Anti-Phishing Working Group (APWG) представила статистику о количестве фишинг-сайтов в сети: к концу 2004 их было около 2500, количество фишинг-атак на пользователей возросло за 2004 в 30 раз, причём каждая двадцатая атака заканчивалась успехом.

В том же 2004 Россия перестала быть исключением из правил и познакомилась с фишинг-мошенничеством. Первыми пострадавшими стали клиенты столичного "Ситибанка", самые наивные из которых доверчиво ответили на письмо с запросом уточнения данных пластиковых карт. Сообщалось о якобы произошедшем сбое в программе учёта и предлагалось на специальной странице ввести свои данные: номер карты и PIN-код – стандартная схема, без выкрутасов. В мае 2004, спустя 3 месяца после начала фишинг-атаки на клиентов, "Ситибанк" опубликовал заявление о непричастности к информационной рассылке. Стараясь сберечь лицо, президент "Ситибанка" обещал пострадавшим клиентам действовать в их интересах и тщательно разбираться в каждом случае. Хотя такое поведение владельцев банка явилось скорее исключением из правил, ведь вся ответственность за любые финансовые операции с использованием электронной идентификации клиента посредством PIN-кода ложится именно на владельца кода.

Знакомство за деньги.

Фишинг-атака через СМС стала привычной даже у нас. Массовыми рассылками СМС с попытками убедить пользователя предоставить код активации карты экспресс-оплаты уже никого не удивить. Мошенники становятся всё изобретательнее. Появился новый тип атак, именуемый smishing (SMS + phishing), заключающийся в следующем: к примеру, абоненту приходит СМС-ка с сообщением об успешном подключении платного сервиса знакомств. Сообщается, что абонентская плата за пользование сервисом составляет 2 доллара ежедневно. Дополнительно сообщается о возможных ошибках и предоставляется адрес сайта, где можно удалить ошибочный платный аккаунт. Естественно, на сайте в компьютер пользователя вцепляется троян. Первые смишинг-атаки были зарегистрированы в Испании.

Что творится сегодня?

В последующие годы ситуация не улучшилась. По проведённым Financial Times опросам половина респондентов так или иначе сталкивалась с фишинг-атаками. Четверть опрошенных пребывали в святой наивности и не знали, что посредством передачи через Интернет неизвестным злоумышленникам своей финансовой информации можно потерять деньги. Каждый двадцатый опрошенный стал жертвой преступников. Половина пострадавших не получила никакого возмещения от своих банков, что явилось для них полным откровением.

В июле 2005 года был зафиксирован рекорд количества обнаруженных фишинг-сайтов – 14 191, 1850 из которых пытались внедрить трояна в компьютер пользователя. В классическом почтовом фишинге быстро увеличивается доля поддельных web-сайтов и других методов мошенничества. Хостинг-площадки большей части ресурсов такого рода находится в США. Средняя продолжительность активного функционирования фишинг-сайтов – около недели. С течением времени изменились методы привлечения жертв обмана на фишинг-ресурсы. Всё чаще применяется DNS-отравление, при котором совершенно отпадает необходимость в убеждении жертвы – достаточно инфицировать операционную систему компьютера и пользователь сам того не зная перенаправится вместо сайта любимого банка на поддельную страницу.

Специалисты за рубежом определили наиболее привлекательные для мошенников финансовые сервисы. 80 процентов атак производилось на пользователей eBay, PayPal и 4 крупных банков. А внимание аналитиков привлекают оставшиеся 20 процентов случаев, которые могут дать информацию о векторе развития «фишинг-промышленности», потому что именно эти 20 процентов содержат информацию о новых целях и методах злоумышленников. Аналитиками центра информационной безопасности RSA Cyota был обнаружен любопытный факт противодействия фишеров закрытию их ресурсов: для гарантированного направления потенциальной жертвы на функционирующий сайт создаётся скрипт-редиректор, проверяющий работоспособность нескольких ресурсов одновременно и перенаправляющий пользователя на заведомо рабочий фишинг-сайт.

Что в будущем?

На состоявшейся в сентябре в Малайзии конференции Hack In The Box Security Conference была предсказана новая потенциальная угроза, связанная с активным переходом компаний на VoIP-связь. В этом секторе ещё не придумано способов борьбы с фишинг-мошенничеством производимым посредством IP-телефонии. А перспективы уже рисуются одна мрачнее другой. Если мошенники смогут получить доступ к банковским сетям и смогут использовать в своих целях IP-телефонию, можно ожидать что вместо банка клиент может дозвониться до подставной службы поддержки клиентов банка и предоставить по запросу свои идентификационные данные. А после этого получить доступ к счетам – минутное дело.

Электронное противодействие.

Все разрабатываемые антифишинговые программные инструменты имеют весьма ограниченную функциональность. Это обусловлено в первую очередь нацеленностью злоумышленников на использование психологии пользователя, которую программно защитить невозможно. Тем не менее что-то делается и в софтверной области: для популярных браузеров выпускаются антифишинговые плагины, большинство которых надо скачивать отдельно. Свою лепту вносят и разработчики антивирусного ПО: McAfee предлагает использовать плагины к IE и Firefox собственной разработки, которые проверяют код страницы на присутствие ловушек. В июле 2007 появился бесплатный интернет-сервис LinkScanner (www.explabs.com/linkscanner).

Несмотря на усиливающееся противодействие и рост негативного опыта пользователей лавину фишинга в сети остановить не удаётся.

Из обозримых в ближайшем будущем новых методов борьбы с фишингом видятся системы генерации разовых паролей доступа к аккаунтам и счетам платёжных систем, широкое распространение новых комбинированных уровней защиты из кода и аппаратного ключа, отправка СМС с телефона клиента. Эти методы уже кое-где применяются, но не факт, что они станут панацеей, фишинг-прогресс тоже не топчется на месте.

Полезно: ребёнок и компьютер

 
   
 

Мы надеемся, что вирусы обойдут Ваш компьютер стороной и он верой и правдой без антивируса прослужит долгие годы, принося пользу и удовольствие

 

Компьютерная помощь рекомендует скачать лучшие антивирусы бесплатно, купить лицензионный антивирус Касперского 7.0 или лицензионный антивирус Dr.Web 4.44